Узнайте, как правильно организовать онбординг новых сотрудников: пошаговая инструкция, примеры из Google и Netflix, советы по адаптации. Повышайте эффективность команды с первых дней работы.

Чтобы новичок компании быстро влился в коллектив и смог уверенно приступить к работе, важно создать определенные, оптимальные для этого условия. Как это сделать и из чего состоит процедура онбординга, рассказываем в этой статье.
Содержание:
— Выстраиваем онбординг пошагово
— Как проходит онбординг в известных компаниях: примеры
Для чего нужен онбординг
В современных, прогрессивных компаниях большое внимание уделяется онбордингу — процессу адаптации новых сотрудников. Благодаря этому новички быстрее осваиваются в компании, понимают свои задачи и начинают приносить компании пользу. Если четко выстроенная система ввода в должность отсутствует, нанятые сотрудники могут испытывать стресс, чувствовать себя неуверенно и, соответственно, будут дольше выходить на продуктивный уровень.
Грамотный ввод новых сотрудников включает знакомство с корпоративной культурой, правилами, рабочими принципами и командой, а также обучение ключевым навыкам, необходимым для работы.
Кроме того, онбординг положительно влияет не только на скорость адаптации сотрудников, но и на их мотивацию и вовлеченность, что, в свою очередь, помогает избежать текучки кадров. Отсутствие налаженной системы адаптации может привести к разочарованию и даже увольнению в первые недели работы.
Еще одна его важная функция состоит в снижении нагрузки на руководителей и коллег, поскольку структурированная процедура ввода в должность экономит временные и трудовые затраты команды. Но как же выстроить эффективную систему онбординга?
Выстраиваем онбординг пошагово
Создание системы адаптации работников — комплексный процесс, состоящий из нескольких этапов. Главное — сделать его структурированным и последовательным.
1. Подготовительный этап
Процедура онбординга начинается еще до первого рабочего дня. До выхода новичка на работу заранее подготовьте все необходимое: рабочее место, оборудование и документы. Настройте доступ к внутренним системам и корпоративную почту. Отправьте сотруднику пригласительное письмо с информацией о компании, его роли и задачах на первые рабочие дни.
2. Первый рабочий день
В этот день новичок должен почувствовать себя нужной и важность частью коллектива, человеком, которого искали и ждали. Постарайтесь организовать теплый прием: проведите экскурсию по офису или онлайн-пространству вашей компании в случае удаленной работы. Представьте новичка команде и подберите для него наставника, который поможет разобраться с первыми задачами и ответит на все вопросы.
3. Знакомство с компаний и рабочими процессами
Далее нового работника нужно ознакомить с целями, ценностями и правилами компании. Предоставьте ему на изучение корпоративный кодекс и внутренние регламенты. Объясните, как выстраивается работа, как принято взаимодействовать с коллегами, ставить задачи и сдавать отчетность.
4. Ознакомление с рабочими задачами
После этого новому работнику предстоит пройти обучение по его должности. Подготовьте обучающие материалы заранее. Это могут быть тренинги, видеоматериалы, онлайн-курсы или практические задания. Желательно составить план обучения на первые две недели — месяц, чтобы сотрудник постепенно осваивал новые знания и сразу применял их в работе.
5. Обратная связь и поддержка
Руководителям и HR-специалистам важно регулярно взаимодействовать с новичком, чтобы отслеживать, как проходит адаптация, и корректировать процедуру при необходимости. Время от времени давайте сотруднику обратную связь и предоставьте ему возможность задавать вам любые вопросы. Например, в первый месяц работы можно организовывать такие беседы каждую неделю, затем — раз в месяц.
6. Оценка эффективности
Когда адаптационный период будет подходить к концу, важно оценить его успешность и эффективность, чтобы получить возможность внести важные изменения в процесс адаптации в дальнейшем. Поговорите с новичком о его впечатлениях, получите обратную связь от его личного руководителя и коллег. Возможные слабые места подкорректируйте при выстраивании онбординга в дальнейшем.
Подробнее об этом можно узнать на курсе «Рекрутмент» от РШУ. Вы научитесь создавать модели компетенций, использовать профайлинг для точной оценки кандидатов и разрабатывать эффективные программы адаптации сотрудников. Эти знания помогут вам совершенствовать процессы найма и повышать качество управления персоналом
Как проходит онбординг в известных компаниях: примеры
Конечно, мы не можем знать весь процесс ввода сотрудников в крупных корпорациях, но хотим поделиться некоторыми известными деталями.
Онбординг в Google
Google известен продуманной системой онбординга, которая помогает новичкам быстро включиться в процесс и сразу почувствовать себя частью коллектива. За несколько дней до выхода на работу новичок получает письмо-приглашение с полезной информацией: списком первых задач, советами по адаптации и именами коллег, к которым можно обратиться за помощью.
В первый день работника встречает менеджер или специальный наставник, который помогает разобраться с корпоративными системами и процессами. Новички проходят специальный тренинг «Noogler orientation» ( от англ. «noogler» — новый сотрудник в Google; своеобразная игра слов). Там их знакомят с историей компании и ее ценностями. В течение первых трех месяцев Google старается уделять внимание новым сотрудникам, делая акцент на четкой постановке задачи и получая регулярную обратную связь.
Онбординг в Netflix
Процедура адаптации новичков в Netflix немного отличается из-за акцента на самостоятельности сотрудников. При этом такая адаптация обеспечивает комфортный вход в компанию. Работникам сразу предоставляют доступ ко всем корпоративным материалам, включая знаменитый «Netflix culture deck» — документ, в котором дана информация о культуре компании и принципах работы.
В день выхода на работу сотрудники получают все необходимое оборудование, проходят обучение ключевым процессам и знакомятся со своим руководителем. Что касается самостоятельности — в Netflix нет жестко регламентированного онбординга. Вместо этого работников сразу подключают к проектам и доверяют им рабочие задачи. При этом личный наставник каждого новичка помогает разобраться с нюансами и адаптироваться в коллективе. Это позволяет новым сотрудникам брать на себя ответственность с первых дней и быстрее почувствовать себя частью компании.
Обе компании являются примером того, что эффективный онбординг — это не просто модная формальность, а грамотно выстроенный, отлаженный процесс, помогающий новичкам быстрее адаптироваться и начать работать с максимальной эффективностью.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.